Методическая работа                                      

Методика и система проведения родительских собраний

Консультация для педагогов.

                                                                                                                                    Надежда Михайловна Метенова,

                                                                                                                                    автор  методик по работе с родителями.

Родители главные воспитатели!

(5 млн. детей убегают из семей (благополучных), 2 место в мире – дети самоубийцы, к 7 годам -20% у детей развита неврастения, слабая память, внимание и др.; нарушаются права ребенка)

Методика и система проведения родительских собраний.

Родители после работы: утомлены, заглушены все психические процессы, поэтому время родительского собрания – 1 час. 10 мин., должно быть коротким, доступным (не из Америки родители). Родители информированы: телешоу, телеигры и др. Можно проводить: с отцами, с мамами, с одинокими мамами.

Принципы педагогического просвещения:

1.        Систематичность (должен быть результат, 4 родительского собрания в год, с учетом возрастных особенностей детей, годовых задач ДОУ)

2.        Научность (должно быть научно обосновано, научно двигаться вперед и мы, педагоги должны идти в ногу со временем: ребенку нельзя долго сидеть на стуле 10-25 мин., длительное сидение у девочек, впоследствии, отражается на гинекологические заболевания)

3.        Массовость (вся семья посещает родительское собрания, обязательно в приглашениях указать всех членов семьи)

4.        Народность (Ушинский писал: «…нам нельзя использовать методики других стран, наш народ более эмоциональный, поэтому все даем через эмоции, развито тщеславие, чистолюбие, доверчивость, патриотизм, коллективизм, религиозность»)

5.        Доступность (речь простая, понятная)

6.        Добровольность, доверительность (педагоги должны увлечь: не говорить о детях плохо, благодарим, помощь – индивидуально поощрять, хвалить родителей учитывать интересы родителей «Д/в №12, 1991г.»)

 

Родительские собрания.

      Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Основной традиционной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на посредственное  и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов проведения родительского собрания. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат такой работы будет неизмеримо выше.

Но педагогу важно помнить, что само собрание не является самоцелью, и подготовка к нему не должна вестись в ущерб ежедневной работе. Она должна стать частью этой ежедневной работы, естественной и плановой.

Педагог, ведущий собрание, обязан четко представлять себе весь его ход.

Требования к дискуссии:

- педагог не должен затягивать дискуссии, стараясь вовлечь в них именно всех присутствующих,

- важно, чтобы эти дискуссии обязательно заканчивались мини-итогами,

- не должен навязывать свое мнение  родителям и апеллировать к высказываниям великих людей,

- должен уметь слушать и находить ответы в высказываниях самих родителей,

- педагог не должен публично упрекать родителей за проблемы  в их воспитательской деятельности. Лишь доброе слово, совет способны вселить в родителя веру в его ребенка.

     Дискуссионная форма проведения собраний требует использования активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор.

     Подготовка к собранию начинается задолго до его проведения и включает в себя нетрадиционную методику:

Приглашение (продуктивная деятельность: природный и бросовый материал: забавные игрушки, листок с борта корабля, аппликация в виде клубничек, внутри которых вместо веточек - свернутые  трубочками приглашения  с таким текстом «Уважаемые (имена, отчества всех  взрослых членов семьи. Родительское собрание на тему «О здоровье всерьез» состоится  … Предлагаем…», аппликации котят с кармашками, Чебурашки, державшего в лапках конверт-приглашение со словами русской пословицы «Один отец значит больше, чем сто учителей» в конверте - листок с текстом приглашения; в виде снеговика с открыткой, в виде волшебного мешочка, конфеты и др.) Например, написать приглашения каждой семье:

«Уважаемые … Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным и упрямым, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда (дата) мы надеемся на встречу со всеми членами Вашей семьи. Что ждет на собрании:

а) Встреча за круглым столом – доброжелательный, откровенный разговор на тему «капризы и упрямство у детей».

б). Копилка полезных советов «острое блюдо».

в). За чашкой ароматного чая – сюрпризные моменты.

«Уважаемые …. Если Вы в воспитании сына (дочери) пользуетесь мерами поощрения, а бывает и наказания, если вы хотите дать совет, услышать ответы других на вопрос: «Как и когда поощрять, и стоит ли наказывать ребенка? Каким быть наказанию и поощрению?», если вас волнует проблемы успешного воспитания, то примите наше приглашение на встречу за круглым столом …»

Анкетирование («Уважаемая… Благодарим») («Уважаемые Сергей Петрович и Алла Ивановна! Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных встреч, собраний, увлекательной работы с детьми. Заранее благодарим за своевременно  заполненную анкету (до 15 сентября)»; «Ваши взгляды на вопросы по использованию в воспитании детей мер поощрений и наказаний очень просим осветить в вопросах анкеты. Ваши глубокие раздумья, искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного разговора по теме …»)

 

Магнитафонная запись детей: ответы детей на различные вопросы, касающиеся тематики родительского собрания: За что вы любите своих родных? Что значит быть здоровым? Что ты ждешь от родителей, учителей когда станешь первоклассником?

Карточка: телефончики, домики - на диске указывается имя, отчество членов семьи …

Для обсуждения какого-либо вопроса (если повернут телефон, то не желает сегодня говорить: надо учитывать желание  и нежелание родителей участвовать в обсуждении … )

 

Написание плакатов и оригинальное их оформление: например, в лучах солнца поместить фотографии детей, а посредине слова В.А.Сухомлинского: «Воспитание, лишенное повседневного общения с родителями,-ненормальное уродливое воспитание, как уродлива жизнь родителей без постоянной заботы о детях», «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», высказываний педагогов, психологов «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие»(Дж.Родари), пословиц и поговорок народной мудрости …(«Учи жену без детей, а детей без людей»)

Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе (по кругу, по середине - цветы, музыкальный фон). Все должно быть эстетично (воспитанность), доступно.

Оформить группу по сюжету, например, «Сказочный город».

Оформление красочной ширмы и памяток

Выставки поделок «Это сделано руками наших пап», «Забавные игрушки» …;

Выставки детского творчества: рисунков «Мой папа», поделок и др.;

Выставка совместного творчества (детей, педагогов, родителей): «Кормушки», «Школьные принадлежности» и др.

Выставка целебных и успокоительных чаев и др.

Организация встреч с мамами, папами – работниками разных профессий и экскурсии на работу к родителям.

Подготовить с детьми стихотворные благодарности наиболее активным мамам, папам и другим членам семьи.

Изготовить с детьми атрибуты, костюмы и др.

Семейный конкурс: «На лучший макет одного из видов транспорта», «Что бы это значило»

Изготовление призов для самых активных: рукавичка из фланели для закаливающих процедур, солнышко – аппликация, на лучиках которого написаны волшебные слова и др.

На 2–ю часть приглашаются дети, которые могут вручать памятки в виде открыток, киндер-сюрпризов, сложенной спиралькой, практическую деятельность (занятие, разбор ситуаций, выступления и др.), но до этого в группу приходит письмо от сказочного героя (Незнайки), собирают посылку …а открывают ее на родительском собрании (пожелания, высказывания детей и др)  Обязательно дети принимают участие в подготовке родительского собрания.

Методика проведения родительского собрания.

Во время начинать родительское собрание (16.15) и завершать с учетом удобства для родителей. Создать условия, чтобы родители приходили во время, ситуации: если опоздал, пришел в нетрезвом виде – хвалить, «минута восхищения» 

За что хотите ругать – хвалите! (в фиолетовой книге)

Порицание не приводит к результату! Родителей надо приподнимать, не надо жаловаться на ребенка, при детях не говорить плохо о ребенке (хочу вам посоветовать, помогите мне и др.)

·         Знать,  как приветствовать волшебными словами интонация, жесты…не скрещивать руки, ноги.

·         Речь литературная, образная: давайте говорить друг другу комплименты

Начало  родительского собрания: приглушить свет, музыкальный фон, слова не по теме (благодарность): «мы рады видеть вас», «что родители главные воспитатели», «я очень благодарна теми родителями, кто заинтересован … по проблеме», благодарить родителей, что не доводят детей до группы, т.е.

Ищите за что хвалить! (когда не ладятся дела хвалить надо)

     Вхождение в тему 1-2 минуты: кратко, эмоционально на фоне «гитары» - выучить! План составить крупно, делать небольшие записочки.

Вступление: «Человек стал человеком …когда услышал …». А будут ли наши дети добрыми? От этого зависит от нас взрослых, родителей, нашего желания.

Далее проводится дискуссия (12 мин.-психологическая, далее педагогическая: разыгрываются ситуации (можно привлечь детей или  родители -дети). «Как вам плохо сейчас, что бы вы …»

Самоанализ -  использовать фишки (геометрические фигурки, цветовые) «зачитывается предложение, вопрос» (15 вопросов-15 фишек:

укладываю ребенка до 21 часа – красная, совершаем прогулки - …розовая книжка)

Самоанализ без фишек – свеча, музыкальный фон: «Секреты воспитания», «зачеркните совет, поставьте знак» (фиолетовая книжка)

- Музыкальное сопровождение хода собрания, создающий определенный настрой.

     При оценке успеха или не успеха проведенного собрания критерием является выявленный интерес родителей к учебно-воспитательному процессу.

Методы активизации:

·          «Острое блюдо» вопросы не дискуссионного характера - выслушивают мнение, а в конце вывод: правильный ответ: вопросы можно вложить в матрешку, в воздушные шары, в шар, представленный в виде сердитого сказочного героя, в руках которого – вопросы в лепестках цветка -

*Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком? Что делать, если ребенок перестал плакать, как успокоить?

Ведущая раздает на подносе шарики, игрушки. Если родитель ответа не знает, сомневается, то передает вопрос другому.

·          «Маска откровения» (макет телевизора «крик души», создается ситуация положительная и отрицательная, а родители советуют)

·          «Окно» - очень короткие новости: психолог, педагог, медсестра («Зачем ребенку нужна мама?», «Если ребенок долго сидит на стуле?» (нельзя просвечивать поступки ребенка соответственно  теме собрания)

*Секреты общения с детьми, которые страдают истериками.

·          Рубрика «Ваши дети, наше мнение» («Спасибо вам за то, что …», «Ваш ребенок никогда …»)

·          Практикумы для родителей (сделать что-то своими руками или совместная деятельность (по р.н.с. «Колобок»)

·          «Слово - эстафета» (передается): игрушка, волшебная конфета – продолжи предложение, «Книжкин доктор», «Сказки-соревнования» и др.

* Если бы меня постоянно донимал ноющий ребенок, я бы придумал такие правила поведения, которых придерживался, не отступая …

·          Рецепты в копилку «Полезные советы» (зачитываются ответы из анкет) Обмен опытом.

·          Чаепитие + действие персонажа

·          Насколько поможем нашим родителям, настолько будет светлое наших детей.

                                                                

 

 

                        Групповые собрания родителей.

                  На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

                 Повестка дня групповых родительских собраний включает:

·          Педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент;

·          Выступление врача или медсестры, музыкального работника, психолога;

·          Сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания;

·          Обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность до 1,5 ч.

После окончания собрания родители задают вопросы, которые волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Собрание – встреча предполагает методы

-  групповой дискуссии, повышающей психолого-педагогическую грамотность родителей и позволяющей выявить индивидуальные стереотипы в воспитании; по мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций;

-  видеокоррекции, суть которой состоит в проигрывании заданий; при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется;

-  игры, помогающие моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребенок – педагог - родитель»;

-  совместных действий, основанных на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; после выполнения задания проводятся самоанализ и анализ;

 -  конструктивного спора, помогающего сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, дающего возможность прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества;

-  вербальной дискуссии, обучающей культуре диалога в семье, обществе, вырабатывающей умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе собственного ребенка.